Водительское место и приёмы вождения


Труд водителя автомобиля требует, кроме затрат физических усилий, значительного нервного напряжения. Его вызывает напряженное внимание за дорожной обстановкой, а также необходимость оценивать ее и быстро принимать решение. При управлении автомобилем, как и при всякой другой работе, напрягаются определенные мышцы тела, возникает физическая усталость, она как бы «усыпляет» водителя, затрудняя восприятие ситуации и замедляя действия по управлению автомобилем.

Кроме того, имеются и дополнительные факторы, которые ускоряют наступление утомления и переутомления. К ним относятся недостатки в оборудовании рабочего места водителя, слишком высокая или низкая температура воздуха в кабине, проникновение в нее отработавших газов, паров топлива, отсутствие вентиляции, шум и др.

Поэтому нужно принять все меры к тому, чтобы обеспечить нормальные условия работы водителя и уменьшить его утомление. Вот почему водителю необходимо следить за состоянием своего рабочего места – кабины автомобиля.

Следовательно, водителю необходимо содержать ее в исправном состоянии, поддерживать нормальную температуру, постоянный воздухообмен, не допускать возникновения загазованности, обеспечивать низкий уровень шума, исключать вибрации и резкие сотрясения. Исправная работа приборов и оборудования не отвлекает водителя, а помогает ему внимательно наблюдать за дорогой.

Для обеспечения хорошей обзорности все стекла кабины должны быть чистыми и не иметь дефектов, снижающих прозрачность, помутнений и т. д. Очень важйд следить за исправным состоянием стеклоподъемников, ручек и дверных замков. Исправно работающий стеклоочиститель с двумя щетками - основное требование безопасности движения при снегопаде или в дождь, когда резко ухудшается видимость. Для предохранения стекол от замерзания при неисправности обогревателя применяют смесь 0,5 л концентрированного водного раствора поваренной соли с 1 л светлого глицерина. Эту смесь наносят тонким слоем на внутреннюю поверхность стекла, что предотвращает появление льда на нем в течение 2 - 3 час.

Недопустимо управлять автомобилем, наблюдая за дорогой через открытое окно или дверку. Температуру воздуха в кабине надо стремиться поддерживать в пределах 15 - 20° С. При слишком высокой температуре в кабине увеличивается нагрузка на сосудисто-кровяную систему, ослабляется внимание и бдительность водителя, а при пониженной температуре сковываются движения рук и ног.

При подготовке к работе в зимних условиях необходимо утеплить кабину, для чего устранить все неплотности в прилегании дверей и стекол, проверить состояние отопления, неисправности устранить.

Очень важно следить за чистотой воздуха в кабине. Пары бензина и отработавших газов постепенно отравляют организм водителя: ухудшается работа органов зрения и слуха, рассеивается внимание, координация действий рук и ног нарушается, преждевременно наступает усталость, появляется сонливость. Поэтому надо внимательно наблюдать за герметичностью кабины, исправностью системы выпуска отработавших газов, не допускать подтеканий топлива.

Шум в кабине автомобиля, превышающий допустимый предел, оказывает вредное влияние на организм человека, он раздражает водителя, отвлекает его внимание, мешает вести наблюдение за работой приборов и агрегатов автомобиля, своевременно выявлять неисправности и слышать звуковые сигналы других автомобилей.

Водитель может уменьшить шум, поддерживая автомобиль в технически исправном состоянии, правильно укладывая груз, инструмент, исключая езду на промежуточных передачах при максимальном числе оборотов коленчатого вала двигателя.

Не следует загромождать кабину предметами, которые мешают управлению автомобилем, а также хранить на полу кабины домкрат, инструменты, ведра, банки с горючим и маслами и другие предметы. Неубранные инструменты, перемещаясь во время движения по полу кабины, могут попасть под педали управления и нарушить их нормальную работу. Кроме того, тяжелые предметы могут нанести травму ногам водителя. Инструменты хранятся в специальных сумках, для того чтобы они не дребезжали во время движения.

Наблюдение за дорожной обстановкой не ограничивается только участком дороги перед водителем. Для обеспечения безопасности движения на каждом автомобиле устанавливается зеркало заднего вида, при помощи которого водитель может просматривать дорогу позади автомобиля. Зеркало следует отрегулировать так, чтобы можно было во время заметить обгоняющий автомобиль. Опыт показывает, что водитель, не наблюдающий за дорогой позади автомобиля в условиях интенсивного движения, не может обеспечить безопасное-ности движения, особенно при маневрировании и обгоне транспортных средств.

Перед выездом из автопарка на линию водителю необходимо хорошо изучить маршрут движения, на котором ему предстоит работать, надо запомнить район или пункт назначения, а также основные и промежуточные пункты следования и расстояние до них. Водитель должен обратить внимание на характерные особенности профиля и состояния пути, на наиболее опасные места, на типы дорог, по которым предстоит вести автомобиль, на расположение крутых подъемов и спусков, на скопления пешеходов, участки наиболее интенсивного движения транспортных средств, остановки и т. п.

Такое изучение маршрута помогает заблаговременно подготовиться к особенностям движения и преодоления препятствий и своевременно снижать скорость движения. Важное значение имеет также хорошее знание водителем местонахождения в городе основных магистралей, улиц с односторонним движением, сложных для движения перекрестков, расположения светофоров, дорожных знаков, разворотов и поворотов, линий трамвайных путей. Точное знание маршрута и времени прибытия в пункт назначения помогает водителю своевременно выполнить задание без ущерба для безопасности движения. Перед началом работы и при смене на линии водителю необходимо убедиться в исправном действии всех систем и приборов автомобиля.

Чтобы своевременно устранить неисправности, возникшие в пути, нужно проверить комплектность и состояние инструментов. Находясь в пути, водитель должен вести постоянное наблюдение за техническим состоянием автомобиля, обращая особое внимание на исправность тормозов, рулевого управления, шин, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей.

Иногда в пути ухудшаются тяговые качества автомобиля. В таких случаях останавливают автомобиль, выявляют и устраняют неисправности и только после этого продолжают движение.

Во время движения следят за легкостью хода автомобиля накатом и, если легкость хода ухудшается, следует проверить на ощупь температуру тормозных барабанов и ступиц.

Зимой нормальное тепловое состояние двигателя и сохранение тепла на стоянках обеспечивается применением утеплительных чехлов, надевыемых на радиатор и капот. При движении, в зависимости от погоды, клапаны утеплительного чехла и жалюзи радиатора открываются настолько, чтобы поддерживать оптимальную для двигателя температуру охлаждающей жидкости (80-90°).

Во время работы на автомобиле водителю необходимо учитывать сезонные и метеорологические условия.

На громадных просторах нашей страны климат очень разнообразен. В основном он характеризуется резким отличием температуры в летний и зимний времена года, обилием осадков в весенний и осенний периоды. Поэтому водителям приходится управлять автомобилем в весеннюю и осеннюю распутицу, в гололед, по бездорожью в различных климатических и метеорологических условиях, при высокой и низкой температуре окружающего воздуха.

В местности, где бывает суровая и снежная зима, даже при наличии хороших дорог, работа водителя особенно усложняется дорожными и метеорологическими условиями.

Изучив особенности предстоящего маршрута, климатические и метеорологические условия, водитель должен продумать, что ему необходимо приготовить в рейс из средств, обеспечивающих надежное движение автомобиля (цепи противоскольжения, лопаты, топор, лом и др.).

Управление автомобилем заключается в выполнении отдельных повторяющихся приемов. Водитель всегда должен быть предельно внимательным к своим действиям, правильно оценивать случайно допущенные ошибки и больше их не допускать. Четкость в управлении автомобилем особенно важна, она исключает возможность возникновения различных опасных положений, например заноса автомобиля, обеспечивает сохранность агрегатов от преждевременного износа и создает максимальные удобства для пассажиров.

Комментарии

Отправить комментарий