Вождение с точки зрения психолога


Управление автомобилем заключается в том, чтобы обеспечить соответствующие транспортной задаче и конкретной обстановке положение автомобиля на дороге, направление и скорость его движения, а также осуществлять контроль за работой всех его агрегатов.

Для решения этих задач водитель должен обладать целым рядом психофизиологических и психических функций, характеризующихся определенным условием развития.

Можно сказать, что деятельность водителя протекает в сложной системе водитель-автомобиль-среда движения. Движение автомобиля в среде движения, его взаимодействие с ней характеризуется рядом величин. Важнейшими из них являются: положение автомобиля, направление, скорость и время его движения относительно различных элементов среды движения, а также изменение этих характеристик.

Среда движения включает в себя дорогу, подвижные и неподвижные объекты на дороге и ту область пространства вблизи дороги, которая может повлиять на движение автомобиля. Дорога, как важнейший элемент среды, в которой движется автомобиль, имеет свои параметры: ширину проезжей части, конфигурацию в плане и профиле, состояние покрытия, границы (тротуар, кювет, обочины и т. д.).

Кроме дороги, в среде движения имеются неподвижные и подвижные объекты. К неподвижным объектам относятся дорожные знаки, светофоры, всякого рода статические препятствия и т. д. Основными величинами неподвижных объектов являются: их форма, величина, цвет, масса, характер поверхности, положение и, разумеется, их значение.

Подвижными объектами на дороге являются; пешеходы, транспортные средства, животные. Эти объекты также имеют величины, характерные для неподвижных объектов: форму, величину и т. д., но кроме того, у них есть и параметры, характеризующие движение. Это - направление движения, скорость и их изменение.

Управляя автомобилем, водитель должен постоянно оценивать состояние среды движения ведомого автомобиля.

Для осуществления правильного движения водитель постоянно воздействует на органы управления автомобиля (рулевое колесо, педали тормоза, сцепления и управления дросселем, рычаг переключения передач, переключатели световых приборов и т. д.). Эти органы управления также имеют свои параметры, которые необходимо оценивать для успешной работы с ними. К ним можно отнести их положение, величину, форму, удаленность от водителя и друг от друга, направление и скорость, с которой их нужно перемещать. Кроме того, водитель время от времени обязан следить за показаниями приборов.

Если сопоставить все вышеперечисленные свойства и параметры всех объектов системы водитель-автомобиль-среда движения, информация о которых является основой для осуществления деятельности по управлению автомобилем, то можно сказать, что водителю постоянно приходится определять, с одной стороны, форму, величину, цвет и некоторые другие свойства объектов на дороге и органов управления в кабине, а с другой стороны, их положение, удаленность, время, направление и скорость движения. Информация об этих свойствах является необходимым условием для осуществления управления автомобилем. Ее получение, переработку, хранение и деятельность на основе этой информации обеспечивают определенные психические функции, имеющиеся у водителя (частично врожденные, а в основном приобретаемые в процессе индивидуального развития, стихийно или более менее организованно при обучении).

Исследование любой профессии средствами психологии должно начинаться с анализа психологической структуры трудовой деятельности. Такая характеристика профессии называется профессиограммой.

Известно, что поведение человека является последовательным решением различных задач - больших и малых, сложных и простых. Решая эти задачи, человек действует так, чтобы достичь поставленных целей. Но прежде чем решить ту или иную задачу, человек должен «построить» в голове предметы внешнего мира. Например, при поиске определенной детали, находящейся на одной из полок стеллажа, человек должен вначале четко себе представить общий вид этой детали, ее форму. Кроме того, ему необходимо мысленно «создать» полки стеллажа и наметить ту из них, на которой вероятнее всего может находиться эта деталь.

После того, как некоторые предметы внешнего мира «построены» в голове и после того, как с ними были совершены действия (опять-таки в голове), человек подходит к стеллажу и начинает действовать в пространстве и времени.

Таким образом, предметы, «построенные» в голове человека, управляют его поведением. Но что собой представляют эти предметы? Конечно, по своему виду они не имеют ничего общего с их реальными прототипами, а строятся в нервных клетках мозга, вернее, записываются на частицах нервных клеток с помощью определенного кода. Такие записи могут быть названы информационными моделями предметов внешнего мира в мозгу человека. Внутренняя работа с этими моделями подготавливает решение задач, страхует от неверных поступков, подобно тому, как работа конструкторов с авиационной моделью способствует улучшению конструкции самолета.

Психология как раз и является наукой о построении и работе информационных моделей в мозгу человека. Сейчас еще не выработано четкого термина для обозначения предметов внешнего мира, отраженных в мозгу человека, поэтому их условно называют моделями из-за той роли, которую они играют в регулировании поведения человека.

Следовательно, понять психологию водителя, управляющего автомобилем, это значит понять работу его информационных моделей в процессе вождения. Так, например, водитель может не останавливать свой автомобиль даже в том случае, если проезжую часть улицы переходит пешеход. В подобной ситуаций в голове водителя возникают движущиеся модели пешехода и автомобиля. Динамика этих моделей в мозгу обгоняет события: на модели водитель видит, что машина и пешеход не столкнутся. Водителю нет необходимости не только прибегать к экстренному торможению, но и вообще снижать скорость.

Таким образом, вся деятельность водителя основывается на информационном моделировании. Модели объектов внешней среды - пешеходов, других автомобилей, предметов, расположенных недалеко от дороги, модель себя, как движущегося объекта среди других предметов внешнего мира, - все это является психологическим фундаментом, как общей работы водителя, так и его поведения в особо сложных случаях, грозящих аварией. Здесь процесс моделирования осуществляется на протяжении секунд и долей секунды.

Комментарии

Отправить комментарий