Связь восприятий и движений


С психологической точки зрения примерная схема управления автомобилем заключается в следующем. Водитель вначале оценивает положение, направление движения и их изменение главным образом при помощи зрения и ощущении равновесия. В соответствии с этой оценкой он воздействует на органы управления автомобилем.

Так, например, при повороте или заезде в ворота необходимо не только правильно и своевременно воспринять положение автомобиля, при котором следует начать разворачивать рулевое колесо, но и выполнять эти движения с определенной скоростью и на определенный угол. Такое объединение восприятий положения и движения автомобиля на дороге и соответствующих им движений рычагами управления называется сенсомоторной координацией. Эта сенсомоторная координация складывается постепенно в процессе обучения.

Данные психологии и опыт обучения показали, что сенсомоторная координация формируется быстрее и лучше, если обучающийся отдельно вырабатывает зрительную оценку положения и движения на дороге и отдельно овладевает умением воздействовать на органы управления и лишь, затем объединяет эти умения, приспосабливая второе к первому. Надо отметить, что опытный водитель, совершенствующий приемы управления автомобилем, быстрее достигает результата, если вначале получил необходимые зрительные впечатления (например, при езде с инструктором или при помощи тренажера).

Физиологически сенсомоторная координация основана на системах нервных связей между мозговыми отделами зрительного и двигательного. В результате внешнее воздействие вызывает ряд нервных процессов, заканчивающихся дозированными сокращениями определенных мышц и обусловленными этими сокращениями мышц точными целесообразными движениями.

До сих пор речь шла главным образом об оценке положения и движения на дороге в связи с особенностями дороги, которые условно можно назвать точно учитываемыми на протяжении некоторого обозримого участка пути. К ним относятся: тип и состояние покрытия, ширина проезжей части, характеристика плана и профиля дороги, рядность движения и разметка, неподвижные препятствия и т. д.

Опыт и мастерство водителя применительно к этим особенностям проявляются в точности вождения в различных условиях.

Такими условиями являются: движение с большой скоростью по узкой дороге, в потоке автомобилей, по скользкой дороге, по плохой дороге, движение в темное время суток. Точность вождения надо отрабатывать, учитывая каждое из этих условий в отдельности.

Особенности дороги и препятствий, которые не могут быть точно учтены заранее, можно охарактеризовать как возможные, вероятные. Действия водителя определяются в этом случае возможной, а не обязательной опасностью.

Применительно к этим особенностям опыт и мастерство водителя проявляются в его предусмотрительности. При этом опытный водитель учитывает также возможность ошибки или нарушения правил другими участниками движения.

Комментарии

Отправить комментарий