Психологическая схема вождения


Известно, что клеточная структура разных участков коры головного мозга различна. И каждый участок выполняет свою определенную функцию по моделированию внешней среды и управлению поведением человека в данной среде. В затылочные доли приходят нервные пути от сетчатки глаз. Следовательно, здесь происходит зрительное отражение мира, которое так важно для водителя. В височной коре оканчиваются нервы, несущие звуковые сигналы. Теменная область как бы объединяет работы органов чувств в одно целое, а передняя центральная извилина, которая расположена впереди глубокой борозды, сверху вниз пересекающей полушарие, управляет движениями человека.

В ходе обучения вождению в клетках коры головного мозга создается специальная система, которая ведает построением динамических моделей предметов во время езды и которая связывает двигательный ответ человека с теми или иными предметами, воспринимаемыми им в процессе вождения. Ведь работа водителя - это не стандартные движения. Ситуация, окружающая водителя, постоянно меняется и ее трудно предугадать. Поэтому движениями, управляющими машиной, водитель должен точно реагировать на любое расположение объектов.

Назначение мозговой системы, обслуживающей вождение, состоит в том, чтобы непрерывное моделирование обстановки влекло за собой определенные действия, обладающие точными, соответствующими этой ситуации силой, скоростью, угловыми величинами и т. д. Если перебегающий улицу пешеход движется не очень быстро, водитель притормаживает автомобиль в той степени, чтобы, с одной стороны, продолжать возможно быструю езду, а с другой - избежать столкновения.

Самое удивительное в мозговой системе, которая формируется в клетках коры головного мозга и приводит работу информационных моделей в координированную работу рук и ног водителя, то, что многочисленные клетки мозга, входящие в эту систему, работают как единое слаженное целое. Ведь водитель одновременно должен удерживать в поле своего восприятия все элементы дороги и околодорожного пространства. Кроме того, он должен наблюдать за щитком приборов или, во всяком случае, не терять его из виду; по слуху контролировать работу двигателя; согласованными движениями рук и ног осуществлять регулирующие воздействия на скорость и направление перемещения автомобиля.

В коре головного мозга элементы мозговой системы находятся в затылочной, височной, теменной областях, в передней центральной извилине. Величина нервных клеток очень мала, она измеряется микронами. Поэтому можно себе представить, как далеко расположены друг от друга нервные элементы, составляющие нашу систему. И все-таки она работает как единое целое и выполняет свои функции.

Такое единство работы далеко расположенных друг от друга клеток позволяет предположить, что и функциональная мозговая система, обслуживающая вождение, включает в себя регулятор, в котором содержится программа и цель деятельности, подчиняющего осуществлению этой программы все необходимые элементы мозга.

В работе водителя можно выделить, по крайней мере, два типа целей, постоянно регулирующих его процессы моделирования.

Первая цель - достижение пункта следования. Цели такого рода нередко меняются от поездки к поездке. Однако всегда у водителя существует более или менее конкретный образ с определенным временем, за которое этот маршрут может быть пройден. Образ предстоящего маршрута, закодированный в регуляторе мозговой системы, обычно оказывает более или менее значительное влияние на процесс вождения. Если водитель четко представляет себе маршрут и все его особенности, вероятность быстрого и безаварийного вождения значительно повышается.

Вторая цель - безопасность вождения. Эта цель остается постоянной и сопровождает водителя на протяжении всей его водительской деятельности. Регулирующему воздействию этой цели подчинено все: и скорость езды, и режим груда и отдыха, и (нередко) уклад жизни водителя. Значит, в мозговой системе, которая сформирована в голове водителя специально для того, чтобы он мог осуществлять вождение, должен быть «блок», предназначенный для страховки от всяких неожиданностей. Блок этот находится постоянно в дежурном состоянии, он обеспечивает максимально быструю реакцию водителя на неожиданно возникающую аварийную ситуацию и включает необходимые двигательные системы. Естественно, что при утомлении страдает, прежде всего, эта подсистема. В результате водитель теряет готовность к экстренному действию, т. е. бдительность. А это, в свою очередь, значительно повышает вероятность дорожного происшествия и даже катастрофы.

С психологической точки зрения бдительность - это степень, так сказать, разогрева функциональных мозговых систем, степень их готовности осуществлять нужную работу по отображению постоянно возникающей обстановки и по обеспечению правильных реакций на эту обстановку.

В некоторых видах водительской деятельности имеются объективные условия для развития утомления, приводящего к снижению активности мозговых систем. К таким видам деятельности следует отнести, прежде всего, труд водителей-дальнобойщиков. В особенности неблагоприятным с точки зрения поддержания бдительности является труд водителей, длительное время ездящих ночью.

Езда ночью нарушает суточную периодику организма, который в ходе очень длительного биологического развития выработал определенный ритм активности и отдыха, приуроченный к смене дня и ночи. И всякое нарушение этого фундаментального закона является существенной нагрузкой на организм. Помимо перестройки суточной периодики, езда в ночное время связана с напряжением зрения. Количество видимых объектов резко уменьшается из-за темноты, и это усиливает монотонность движения.

Известно, что монотонность сама по себе есть значительный фактор усыпления. В длительной езде, помимо зрительных и слуховых монотонных воздействий, на водителя оказывает влияние постоянная монотонная вибрация. Вибрация эта создает ту ситуацию укачивания, при которой спится особенно хорошо. Не способствует повышению бодрости и тепловой режим кабины водителя: тепло также может ускорить процесс засыпания.

К этому комплекту факторов, влияющих на уровень работы функциональных систем мозга, нередко добавляется плохая организация труда водителей, когда неверно составленный график не дает возможности полностью отдохнуть перед ночной поездкой или после нее.

Все это приводит к тому, что возникает определенная вероятность более или менее резкого снижения бдительности, а в отдельных случаях - сна в процессе вождения. Моменты потери бдительности во время длительной езды чаще всего носят кратковременный характер. Обычно это мгновенные провалы, после которых снова возникает ощущение ясной головы. Как бы не были кратковременны эти провалы, они таят в себе огромную опасность для движения. Вполне вероятно, что именно в момент такого провала возникает аварийная ситуация.

Таким образом, от быстроты моделирования обстановки в момент аварийной ситуации, от того, насколько быстро срабатывают моторные системы человека, во многом зависит сохранность грузов, а иногда и жизнь водителей и пассажиров.

Итак, деятельность водителя по управлению автомобилем с психологической точки зрения осуществляется по определенной схеме, а именно: получение информации, оценка, принятие решений и действия.

Деятельность водителя состоит из следующих этапов...

Комментарии

Отправить комментарий