Формирование навыков вождения


Знания, навыки и умение - составляют психологические компоненты мастерства в любой деятельности, в том числе и в водительской. Мастерство водителя формируется приобретением и последовательным совершенствованием знаний, навыков и умения в их единстве.

Знания - это совокупность усвоенных сведений о том или ином предмете, явлении, процессе. Так, обучение водителей начинается с сообщения им специальных знаний - сведений об устройстве автомобиля и его эксплуатации, о правилах дорожного движения и основах безопасности движения. Без этих сведений нельзя овладевать специальностью водителя. Однако, опираясь только на специальные теоретические знания, водитель еще не сможет управлять автомобилем. Для этого ему необходимо приобрести некоторые навыки и умение.

Навык - автоматизировано выполняемое действие, представляющее собой составную часть сознательной деятельности человека. Вместе с навыками в процессе практической деятельности у водителей формируется умение, которое характеризует степень подготовленности к выполнению своих обязанностей.

Важнейшим условием эффективного формирования навыков оценки обстановки и двигательных навыков является наличие четких и достаточно полных указаний и ориентиров с тем, чтобы обучаемый хорошо понимал, что от него требуется и на что следует ориентироваться при отработке необходимых навыков.

В подготовке водителя центральное место с психологической точки зрения занимает формирование профессиональных навыков, т. е. действий по управлению автомобилем, доведенных до высокой степени совершенства, до автоматизма.

Навыки могут существенно различаться по своему психологическому содержанию. Для развития умения водителю необходимы навыки различных видов:

  • навыки, в которых главную роль играет деятельность органов чувств (в сочетании с осмысливанием), называются сенсорными. Примером таких профессиональных сенсорных навыков является контроль за работой двигателя на с/тух, определение расстояний и скорости движения на глаз и т. п.;
  • двигательные навыки, в которых преобладающую роль играет выполнение и сочетание трудовых движений. Примерами профессиональных двигательных навыков могут служить выполнение водителем автомобиля рабочих движений рычагами и педалями управления;
  • умственные навыки, в которых ведущее место занимают процессы мышления. Они заключаются скорее в способности быстро и без дополнительного обдумывания применять имеющиеся знания и опыт для решения умственных задач, осуществлять необходимые логические операции, осмысливать дорожную обстановку движения автомобиля и т. д. Примером профессиональных умственных навыков может служить выбор водителем нужной передачи движения автомобиля;
  • сенсорно-двигательные навыки, которые включают восприятие и ответные двигательные действия. Благодаря им достигается строгое согласование выполняемых трудовых движений с непрерывно воспринимаемыми результатами действия и условиями его выполнения. Примером могут служить действия водителя при торможении автомобиля, при котором водитель координирует силу нажатия ноги на педаль тормоза со скоростью движения, состоянием дороги, весом автомобиля и т. д.

Показателями формирования навыков являются, прежде всего, качество и скорость выполнения действий, а также сохранение стабильности действий при включении их в системы других более сложных реакций.

Комментарии

Отправить комментарий